В день памяти выдающегося композитора, музыковеда, педагога в эфире телеканала Россия К - документальный фильм Дух дышит, где хочет… 3 августа, 18: 05; 0: 45.
Документальный фильм Дух дышит, где хочет… построен в форме воображаемого монолога композитора, перемежающегося с воспоминаниями его друзей и близких.
О Шнитке, его мировосприятии, неординарности его музыки и творчества рассказывают: вдова композитора Ирина Шнитке, режиссер Андрей Хржановский, балетмейстер Джон Ноймайер, скрипач Гидон Кремер, альтист Юрий Башмет, виолончелист Александр Ивашкин автор книги Беседы с Альфредом Шнитке, а также духовник композитора Николай Ведерников.
В фильм вошли редкие фотографии, хроникальные кадры, съемки в Гамбурге, Вене - городах, где жил композитор.
Альфред Шнитке родился в 1934 году в городе Энгельсе - на тот момент столице Автономной республики немцев Поволжья.
В 11 лет он с семьей оказался в Вене, куда командировали его отца - корреспондента и переводчика - для работы в газете Osterreichische Zeitung.
Здесь мне было позволительно быть немцем, здесь мое имя не обращало на себя внимание, и здесь повсюду была столь желанная музыка, - вспоминал композитор.
Именно здесь, в Вене, он начал серьезно заниматься музыкой с педагогом, и окончательно убедился, что в этом и есть вся его жизнь.
Его целью было именно писать музыку, а не пробивать ее, не устраивать ей комфортное житье.
У него не было желания, чтоб его музыку играли ежедневно все радиостанции мира.
Этим он отличался от многих композиторов, - уточняет Родион Щедрин.
По воспоминаниям друзей и близких Шнитке был очень скромным, сдержанным, немногословным человеком, и, даже будучи уже известным композитором, никогда не устраивал вокруг себя никакого шоу.
Он никогда не хотел и всегда боялся, что будет слишком понимаемым, слишком признанным.
Альфред Гарриевич был сомневающимся творцом, что для музыканта является очень ценным качеством, и понимал, что он не Бог, а всего лишь проводник, просто композитор, профессионал своего дела.
Но обычным человеком его никто не считал.
Он был медиумом, совмещающим в себе две сферы: мог быть очень простым, абсолютно земным, и в то же время совершенно другим - тем, кто улавливает такие вещи, которые обыкновенные люди улавливать не могли, - рассказывает Александр Ивашкин.
Через музыку Шнитке передавал не столько интеллектуальную, рациональную, сколько свою эмоциональную реакцию на мир, в том числе и духовный.
Для него это было единственно верным.
Композитор считал, что нужно всегда делать то, что задумал, и делать это максимально хорошо, а стоит только отклониться от намеченного пути, ничего не получится.
Свою киномузыку, например, он долгое время не воспринимал серьезно, несмотря на то, что проработал в этой сфере 17 лет, по словам самого композитора, гораздо дольше, чем следовало бы.
Но в какой-то момент его перестал удовлетворять разрыв между лабораторной академической и так называемой коммерческой музыкой, и он принял для себя решение эту пропасть преодолеть: Сначала я считал так: то, что я делаю в кино, не имеет ко мне никакого отношения, а я - здесь, чистенький, весь в своих авангардных сочинениях.
Но потом я понял, что этот номер не пройдет: я должен отвечать за все, что написал.
Многие считают, что в своей музыке Шнитке очень четко удавалось выражать добро и зло.
Самым трудным для себя композитор считал непосредственное выражение добра, а зло он передавал очень оригинально - с помощью чересчур красивой и запоминающейся музыки и рассуждал так: Шлягер и есть самое большое зло, паралич индивидуальности, уподобление всех - всем.
Естественно, зло должно привлекать: оно должно быть приятным, соблазнительным, принимать облик чего-то легко вползающего в душу.
Шлягер - хорошая маска для всякой чертовщины, поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность.
Но даже в самой страшной ситуации, которую изображал композитор, не возникает ощущения фатальности, потому что неизменно всегда в его музыке проявлялась некая добрая суть.
Он считал, что так и должно быть.
И к смерти Шнитке относился очень филососфски: единственное, чего ему хотелось - написать хотя бы то, что он наметил.
Пережив три инсульта и даже потеряв речь, он все равно продолжал сочинять.
Это был человек безграничных возможностей, - вспоминает Александр Ивашкин.
- И духовных, и музыкальных, и интеллектуальных, и его жизнь оказалась слишком короткой по сравнению с тем, что он мог бы еще сделать
------------------
ВИДЕО:
Альфред Шнитке. Дух дышит, где хочет @SMOTRIM_KULTURA
Дух дышит, где хочет. Альфред Шнитке
Шнитке Альфред 1934 - 1998 советский и российский композитор
Презентация книги Е. Чигаревой «Художественный мир Альфреда Шнитке»
|
Следующие телепередачи на канале Россия Культура в 18:10 20.11.2024
|