3 августа 1998 года ушел из жизни один из наиболее значительных деятелей музыкальной культуры второй половины XX века Альфред Шнитке.

В день памяти выдающегося композитора, музыковеда, педагога в эфире телеканала Россия К - документальный фильм Дух дышит, где хочет… 3 августа, 18: 05; 0: 45.

Документальный фильм Дух дышит, где хочет… построен в форме воображаемого монолога композитора, перемежающегося с воспоминаниями его друзей и близких.

О Шнитке, его мировосприятии, неординарности его музыки и творчества рассказывают: вдова композитора Ирина Шнитке, режиссер Андрей Хржановский, балетмейстер Джон Ноймайер, скрипач Гидон Кремер, альтист Юрий Башмет, виолончелист Александр Ивашкин автор книги Беседы с Альфредом Шнитке, а также духовник композитора Николай Ведерников.

В фильм вошли редкие фотографии, хроникальные кадры, съемки в Гамбурге, Вене - городах, где жил композитор.

Альфред Шнитке родился в 1934 году в городе Энгельсе - на тот момент столице Автономной республики немцев Поволжья.

В 11 лет он с семьей оказался в Вене, куда командировали его отца - корреспондента и переводчика - для работы в газете Osterreichische Zeitung.

Здесь мне было позволительно быть немцем, здесь мое имя не обращало на себя внимание, и здесь повсюду была столь желанная музыка, - вспоминал композитор.

Именно здесь, в Вене, он начал серьезно заниматься музыкой с педагогом, и окончательно убедился, что в этом и есть вся его жизнь.

Его целью было именно писать музыку, а не пробивать ее, не устраивать ей комфортное житье.

У него не было желания, чтоб его музыку играли ежедневно все радиостанции мира.

Этим он отличался от многих композиторов, - уточняет Родион Щедрин.

По воспоминаниям друзей и близких Шнитке был очень скромным, сдержанным, немногословным человеком, и, даже будучи уже известным композитором, никогда не устраивал вокруг себя никакого шоу.

Он никогда не хотел и всегда боялся, что будет слишком понимаемым, слишком признанным.

Альфред Гарриевич был сомневающимся творцом, что для музыканта является очень ценным качеством, и понимал, что он не Бог, а всего лишь проводник, просто композитор, профессионал своего дела.

Но обычным человеком его никто не считал.

Он был медиумом, совмещающим в себе две сферы: мог быть очень простым, абсолютно земным, и в то же время совершенно другим - тем, кто улавливает такие вещи, которые обыкновенные люди улавливать не могли, - рассказывает Александр Ивашкин.

Через музыку Шнитке передавал не столько интеллектуальную, рациональную, сколько свою эмоциональную реакцию на мир, в том числе и духовный.

Для него это было единственно верным.

Композитор считал, что нужно всегда делать то, что задумал, и делать это максимально хорошо, а стоит только отклониться от намеченного пути, ничего не получится.

Свою киномузыку, например, он долгое время не воспринимал серьезно, несмотря на то, что проработал в этой сфере 17 лет, по словам самого композитора, гораздо дольше, чем следовало бы.

Но в какой-то момент его перестал удовлетворять разрыв между лабораторной академической и так называемой коммерческой музыкой, и он принял для себя решение эту пропасть преодолеть: Сначала я считал так: то, что я делаю в кино, не имеет ко мне никакого отношения, а я - здесь, чистенький, весь в своих авангардных сочинениях.

Но потом я понял, что этот номер не пройдет: я должен отвечать за все, что написал.

Многие считают, что в своей музыке Шнитке очень четко удавалось выражать добро и зло.

Самым трудным для себя композитор считал непосредственное выражение добра, а зло он передавал очень оригинально - с помощью чересчур красивой и запоминающейся музыки и рассуждал так: Шлягер и есть самое большое зло, паралич индивидуальности, уподобление всех - всем.

Естественно, зло должно привлекать: оно должно быть приятным, соблазнительным, принимать облик чего-то легко вползающего в душу.

Шлягер - хорошая маска для всякой чертовщины, поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность.

Но даже в самой страшной ситуации, которую изображал композитор, не возникает ощущения фатальности, потому что неизменно всегда в его музыке проявлялась некая добрая суть.

Он считал, что так и должно быть.

И к смерти Шнитке относился очень филососфски: единственное, чего ему хотелось - написать хотя бы то, что он наметил.

Пережив три инсульта и даже потеряв речь, он все равно продолжал сочинять.

Это был человек безграничных возможностей, - вспоминает Александр Ивашкин.

- И духовных, и музыкальных, и интеллектуальных, и его жизнь оказалась слишком короткой по сравнению с тем, что он мог бы еще сделать

------------------
ВИДЕО:
Альфред Шнитке. Дух дышит, где хочет @SMOTRIM_KULTURA

Дух дышит, где хочет. Альфред Шнитке

Шнитке Альфред 1934 - 1998 советский и российский композитор

Презентация книги Е. Чигаревой «Художественный мир Альфреда Шнитке»


Следующие телепередачи на канале Россия Культура в 18:10 20.11.2024
18:10Настоящее-прошедшее. Поиски и находки Агния Барто. Найти человека
Сериал представляет уникальный взгляд на жизнь известных людей и важные исторические событ...
18:40Настоящая война престолов Людовик XIV - один король, один закон, одна вера. 1680-1689
19:30Новости культуры
Информационная программа о самых ярких и интересных событиях в культурной жизни. В центре ...
19:45Главная роль
В "главной роли" могут оказаться не только артисты, но и художники, ученые, общественные д...